БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 118»

thumb300

Объявление

 

БОУ г. Омска «СОШ №118» в 2017-2018 учебном  году требуются на работу: учитель начальных классов, учитель истории и обществознания, учитель английского языка, социальный педагог

Администрация 

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  
О персональных данных

Персональные данные всех участников образовательного процесса, имеющиеся на сайте (Ф.И.О., видео, фото), размещены с их письменного согласия на обработку персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных»

Советы психолога

В первый раз — в первый класс

Готовность к школе

Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться.

Венгер Л.А.

загруженноеПсихологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе,

а образуется постепенно и требует специальных занятий с ребенком.

Готовность ребёнка к школе определяется совокупностью его общей, интеллектуальной и психологической подготовкиЛичностно-социальная готовность заключается в том, что ребенок к моменту поступления в школу готов к общению, взаимодействию как со взрослыми, так и со сверстниками.

На самом деле, современные первоклассники далеко не всегда умеют это делать. Особенно трудно им выполнять задания которые требуют совместных усилий, тесного контакта друг с другом. Чаще этот симптом выражен у «домашних» детей, никогда не посещавших детский сад. У этих ребятишек минимальный опыт по принятию совместных решений.

Легко ли ваш ребенок идет на контакт с другими детьми и взрослыми? Не слишком ли часто вы берете на себя его функции? Например, когда психолог спрашивает будущего первоклассника, как его зовут, мама с готовностью отвечает: «Нас зовут Саша!».

У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Дайте ему самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.

«Домашние» дети нередко боятся большого скопления народа. По правде сказать, и не всем взрослым в толпе уютно. Но не забывайте, что малышу предстоит жить в коллективе, и поэтому постарайтесь иногда выбираться на какие-то массовые мероприятия, брать ребенка на вокзал или в аэропорт. Это опыт «выживания в толпе».

Простое наблюдение за ребенком позволит определить, умеет ли ребенок общаться с детьми, проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята. Чувствует ли принятые в обществе нормы общения, готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свои. Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями. Этими навыками обычно успевают овладеть дети в детском саду. «Домашние» дети имеют более ограниченный круг общения, у них нет опыта общения в коллективе сверстников, но не всегда это означает, что у них социальные навыки развиты хуже. Есть и «садиковские» дети со своими проблемами в общении.

Закрыть текст и читать далее.

А не буду, потому что не интересно (слишком легко, или, наоборот, слишком трудно)! Почему ребенок, который блестяще занимался до школы с частным преподавателем, порой получает глубокое разочарование от школы?

Конечно, здесь много зависит и от педагога, и от системы образования, которая, увы, оставляет желать лучшего и рассчитана на среднестатистического ученика. Но дело не только в этом.

Ведь занятия для дошкольников и настоящие уроки — это все-таки разные вещи. Если первые — прежде всего, игра (а иначе просто не получится, ни один дошкольник не предпочтет урок игре), то вторые — именно система обучения. И далеко не всегда это обучение будет увлекательным и захватывающим. Поэтому очень важный признак готовности к школе — делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно.

Как ни странно, развить эти качества поможет опять-таки игра. Только игра особая — по правилам (от примитивных «ходилок» с кубиком до шахмат, «Мемори», домино и пр.). Ведь именно такие игры учат спокойно дожидаться своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д.

Полезно, если ребенок заранее привыкнет к смене деятельности. Например, спокойная работа за столом будет чередоваться с подвижными играми (особенно важно это для возбудимых, подвижных детей). Так им будет легче сдерживать свой порыв встать и побегать посреди занятия, ведь они будут знать, что для этого есть специальное «шумное время».

Умеет ли ребенок проявлять адекватные эмоции, отличать элементарные из них по картинкам определит психолог. И, конечно же, не забываем о волевой зрелости. С дефицитом воли вы наверняка столкнетесь. Это может выглядеть так. Пора садиться за уроки, а он оттягивает часами, то попить, то поесть, то устал, выматывает вас и себя. Не хватает воли, и это часто встречается у первоклассников, да и у старших школьников тоже. Как тогда быть, ведь уроки сделать надо. Здесь как раз понадобиться ваша помощь.

Поделитесь с ребенком «кусочком своей воли», найдите подход к ребенку. Выберете время приготовления уроков, подходящее для вашего ребенка. Может ему после школы нужно отдохнуть, многие дети еще спят днем, а некоторые вновь хотят поспать, несмотря на то, что раньше уже отказались от дневного сна. Важно проявлять веру в ребенка, что у него все лучше и лучше получается с каждым днем, что после уроков вас ждут другие интересные дела, может помочь и поощрение, поддержка. Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему.

Закрыть текст и читать далее.

К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение:
— к школе;
— учителю;
— к учебной деятельности;
— к самому себе.

Нередко старшие товарищи успевают внушить будущему школьнику мысль о том, что в школе его ждут одни неприятности: двойки, строгие учителя и пр. Постарайтесь развеять этот миф и настроить малыша на успех. В то же время он должен понимать, что школьный путь усеян не только розами, и просто так или даже за каждую мелочь его там хвалить никто не будет.

Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению дома, постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат. Хваля и ругая свое сокровище, не переходите на личности — оценивайте поступок, а не самого ребенка.

Получается, что психологическая готовность к школе — это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.

Что важнее для ребенка — играть или учиться, а также как относиться ребенок к школе может определить и психолог, и учитель в несложной беседе. У большинства 6-леток мотивационная готовность только формируется, и игра остается очень важным занятием для ребенка, для его развития. Поэтому в первом классе так много игровых форм обучения. Не забывайте об этом и вы, когда помогаете ребенку.

Закрыть текст и читать далее.

Говоря о готовности к школе, мы имеем в виду некоторые средние показатели. Каждый ребенок — индивидуальность, и развивается своими темпами. Какие-то функции уже сформированы, другие еще развиваются. Это обычное дело. Зная, как развивается ваш ребенок, вы будете понимать, с чем ребенок может справляться, а в чем ему нужна помощь, и какая.

И главное, не винить ребенка в том, что он что-то еще не может, а другие его сверстники могут, не досадовать и не разочаровываться. Все идет своим чередом, просто помогите малышу.

Может создаться впечатление, что школа — это что-то очень сложное и требует помощи. Не совсем так. Школа — это естественный этап в жизни ребенка. А помощь родителей — в понимании ребенка, в умении направить его и поддержать.

С шести или с семи лет нужно отдавать ребенка в 1-й класс?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как необходимо учитывать ряд факторов, определяющих подготовленность ребенка к обучению. Именно от того, насколько ребенок развит физически, психически, умственно и личностно, а также от состояния здоровья ребенка и будет зависеть, с какого возраста ему необходимо начинать обучение в школе. Имеет значение весь комплекс факторов, определяющих уровень развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья.

У детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в 1-м классе.

Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го и 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, следует проводить в условиях дошкольного образовательного учреждения или в общеобразовательном учреждении с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста.

Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?

I. Социально-психологическая готовность к школе:

  1. учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность необходимости учения; проявляет выраженный интерес к получению знаний);
  2. умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
  3. умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).

II.Развитие школьно-значимых психологических функций:

  1. развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
  2. пространственная организация, координация движений (умение правильно определять «выше — ниже», «вперед-назад», «слева-справа»);
  3. координация в системе «глаз-рука» (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
  4. развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
  5. развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
  6. развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом: «слово — картинка» либо «слово — ситуация»).

Если вы хотите лучше понять особенности развития своего ребенка, то постарайтесь ответить себе на следующие вопросы.

  1. Умеет ли ребенок играть в сюжетно-ролевые игры, доступны ли ему игры с правилами?
  2. Есть ли у ребенка друзья?
  3. Умеет ли ребенок вступать в разговор со старшими?
  4. Умеет ли ребенок оценивать свои поступки?
  5. Есть ли у ребенка любимые игры, книги, мультфильмы?

Как может родитель сам определить готовность ребенка к школе?

В книгах Тихомировой Л.Ф., Басова А.В. «Развитие логического мышления детей» (Ярославль, 1996), Венгер Л.А. «Готов ли Ваш ребенок к школе» (М., 1994) представлены диагностические задания для определения психологической готовности ребенка к школе.

© 2014. Все права защищены.